Публикации

8 преимуществ медиации относительно традиционных процедур урегулирования споров

Медиаторы компании «Медиалид» Елена Крючок  и Ирина Красовская  рассказали о медиации как альтернативном способе разрешения конфликтов, а также ее преимуществах по сравнению с традиционными процедурами урегулирования споров.

Медиация – это способ разрешения конфликтов и проведения переговоров при содействии профессионального посредника (медиатора). Эта услуга для нашей республики новая. Подобный способ разрешения конфликтов был введен с января 2014 года Законом Республики Беларусь «О медиации».

Медиация является наиболее гибкой формой альтернативного разрешения споров и, несомненно, имеет ряд преимуществ.

Эти преимущества следует рассматривать, на наш взгляд, через призму принципов на которых базируется медиация: добровольности, равенства сторон, нейтральности медиатора, конфиденциальности, добросовестности и сотрудничества сторон.

Медиация – процесс добровольный

В отличие от судебного разбирательства, участие сторон в процедуре медиации является добровольным, а медиатор выбирается сторонами. Никто не может заставить стороны участвовать в медиации, если они не хотят этого по какой-либо причине. Каждая сторона в любой момент может отказаться от медиации и прекратить переговоры.

В этом существенное отличие медиации от судебного процесса, который начинается по инициативе одной из сторон, согласие другой стороны не требуется, а судья, рассматривающий дело, назначается без какого-либо их участия.

Мы думаем, что это хорошее преимущество, которое позволяет сторонам почувствовать себя хозяевами процесса и осознать свою ответственность за принимаемое решение.

В медиации нет сильных и слабых сторон

Важно, что в процедуре медиации стороны равны. Равенство сторон означает, что ни одна сторона не имеет процедурных преимуществ. Им предоставляется одинаковое право и возможность высказывать свою позицию, точку зрения, определять повестку переговоров, оценивать предложения и условия соглашения.

В медиации акцент делается на учет интересов и потребностей всех участников конфликта. В судебном разбирательстве собранные доказательства могут существенно сместить силы сторон, сделав позицию одного из участников более сильной по сравнению с другими.

Задача медиатора заключается в том, чтобы сохранить баланс равенства сторон, позволить сторонам в равной степени влиять на ход и результаты переговоров.

Это преимущество дает возможность спорящим выработать то решение, которое максимально будет соответствовать интересам обоих сторон.

В основе – добросовестность и сотрудничество

Медиатор не проверяет в ходе переговоров достоверность документов и доказательств, необходимых для судебных слушаний. Отношения между сторонами строятся на принципе добросовестности и сотрудничества. Это необходимо для того, чтобы медиация была эффективной и завершилась успешно!

Именно то, что стороны заинтересованы в поиске выхода из конфликта и сами несут ответственность за то, какие решения будут приняты, и как они будут выполняться, является важным преимуществом медиации.

Стороны – хозяева процесса

Медиатор должен быть нейтрален и беспристрастен в отношении к каждой из сторон. Он не оценивает, не решает кто прав, кто виноват, не дает консультации и советы. Если медиатор чувствует, что ему трудно сохранить нейтральность и что ему не удаётся избавиться от возникающих у него эмоциональных оценок, он отказывается от ведения процесса.

Такая процессуальная свобода, в отличие от судебной практики разрешения споров, дает основания полагать, что личные интересы сторон могут быть максимально учтены и соблюдены. Медиатор, в отличии от судьи, который наделен властными полномочиями, не принимает решение, не дает никаких оценок и консультаций. Так как принятие решения – всецело задача сторон.

Медиация сохраняет вашу конфиденциальность

На сегодняшний день становится привычным и то, что для многих клиентов важна конфиденциальность. Особенно это важно в коммерческой медиации, поскольку компании хотят сохранить положительную репутацию среди своих партнеров и клиентов. И здесь плюс медиации в том, что все, о чем говорится или обсуждается в процессе медиации, остается внутри этого процесса. Медиатор, к примеру, не сообщает одной стороне информацию, которую он получил от другой в процессе индивидуальной беседы. Для разглашения этой информации ему нужно получить специальное разрешение у стороны, сообщившей её. Также медиатор не может выступать в качестве свидетеля, если дело будет передано в суд. При соблюдении коммерческой тайны или личных секретов, конфиденциальность в медиации становится весомым преимуществом.

Медиация признает эмоции

Очень сложно представить в суде ситуацию, когда стороне дают возможность выплакаться, покричать или каким-либо иным образом выплеснуть свои эмоции. Медиация признает эмоции и позволяет сторонам их выражать. Более того, без выхода определенного количества накопившихся друг к другу претензий и обид, сторонам иногда крайне сложно искать взаимоприемлемый выход из ситуации…

Медиация помогает сэкономить время и деньги

Хочется отметить среди преимуществ и то, что медиация помогает сэкономить время, деньги, эмоциональные силы участников спора. Она ориентирована не столько на конфликт или на выигрыш, сколько на конструктивный поиск решений. В медиации в отличие от судебного рассмотрения решение может быть найдено в ходе одной или нескольких переговорных сессий, в течении 3-4 часов, что приводит к существенной экономии затрат.

И самое главное преимущество медиации!

В суде поиск решения по принципу «кто прав, а кто виноват» ориентирует на победу одной из сторон. В медиации нет выигравших или проигравших, так как целью является достижение обоюдного взаимовыгодного решения вопроса.

Похожие
29.02.2024

В 2024 году интернет-маркетинг становится все более сложным и многогранным, и встреча с человеком, который не только глубоко понимает эту сферу, но и умеет делиться …

27.07.2021

Скорость развития рекламных технологий в сотни раз выше, чем динамика изменения образовательных программ. И этот когнитивный разрыв приводит к печальному парадоксу: даже опытные руководители и …