Александр Кнырович — совладелец ряда компаний в сфере энергетики, девелопмента, масс-медиа, ивент-менеджмента в интервью для Educational Business Portal оценил влияние образования на ведение бизнеса, сравнил государственное образование и MBA, а также дал рекомендации начинающих бизнесменам.
– Вы закончили БГЭУ, получили специальность «управление промышленным предприятием». Как вам помогло образование в бизнесе?
– Я поступал в 1994 году, а потом мне пришлось уйти из университета, так как на тот момент самореализация в качестве человека, который зарабатывает деньги на себя и семью, была гораздо важнее образования. В общем, с третьего курса я отложил свою учебу в вузе, так как я не мог совмещать ее с работой. На тот момент учеба вообще никак не повлияла на мое видение построения бизнеса.
– Что вас заставило все-таки получить образование?
– В принципе я бы и не заканчивал ВУЗ, но после 10 лет работы руководителем предприятия, я почувствовал потребность получить полноценное управленческое образование. В моем понимании – это степень MBA.
Но ее возможно получить только в качестве второго высшего образования. Поэтому самый легкий путь был – завершить обучение в БГЭУ.
– Как вы оцениваете то образование, которое предлагает государство?
– Думаю, оно отвратительно. И самое плохое в нем то, что чаще всего, человек 17-18 лет не в состоянии это сразу понять.
Не могу сейчас говорить, про фундаментальные науки и теоретический блок дисциплин, но по поводу прикладных дисциплин у меня сложилось весьма удручающее представление.
Профессионалами и преподавателями в полном смысле слова могу назвать примерно 10 % преподавательского состава. Так как для меня профессионализм заключается не в том, чтобы определенное количество лет читать с бумажки один и тот же текст. Для меня преподаватель с большой буквы тот, кто может свободно вести диалог о своем предмете в контексте современных реалий.
– Может, государственное образование ушло вперед, с тех пор пока вы закончили ВУЗ?
– Нет, ситуация коренным образом не изменилась. Моя дочь сейчас учится в Институте Бизнеса и Менеджмента Технологий БГУ. Мы часто общаемся с ней на эту тему. До сих пор есть преподаватели, которые считают, что место женщины не в бизнесе, а на кухне. В целом, образование у нас слабое, во всех ВУЗах.
– Вы также получили степень магистра бизнес-администрирования MBA в Высшей школе бизнеса МГУ. Чем отличается обучение в MBA от образования в государственных ВУЗах?
– MBA принципиально отличается, прежде всего, методологией преподавания. В ВУЗах у нас сейчас, как и лет 20-30 назад, ходят на лекции и пишут конспекты. Затем пересказывают все это экзаменатору.
Наше образование учит запоминать, а MBA учит думать.
В MBA слишком дорого время преподавателей, и оно не тратится на чтение и выслушивание написанного в учебнике. Большую часть обучения занимают кейсы, игровые и тренинговые задания. Кроме того, MBA МГУ сотрудничает с бизнесменами, например Олегом Дерипаской. Мы ездили на автомобильный завод, «Русский алюминий», получили представление о бизнес-процессах, о принципах управления персоналом и многом другом.
– Использовали на практике адаптированные методики управления, поучившись в MBA? Может, внедряли новые методы управления персоналом, например?
– Руководитель службы персонала “Русского алюминия” рассказывала о том, как изменение системы ввода в должность рабочего персонала, переход от обучения на “рабочем месте” к двухнедельному тренингу до начала работы, приводит к увеличению производительности, снижению количества травм, и какой эффект от этого можно получить в рамках большого предприятия.
Вообще MBA в большей степени служит не получению знаний, а их систематизации. Например, когда я там учился, мне было менее 35 лет и я был одним из самых молодых бизнесменов.
– То есть начинающему бизнесмену MBA не нужен?
– Не вижу смысла начинающему бизнесмену заканчивать MBA.
Сначала нужно поработать, набраться опыта через какое-то количество набитых шишек.
Кроме того, MBA занимает много времени. Более целесообразно посетить краткосрочные курсы, семинары по узким вопросам. Например, управление персоналом, финансы, управление рисками.
Не всегда и не всем нужен MBA. Как говорят, некоторых учить – только портить. К тому же, у всех разные цели. Бизнесмен может просто работать и не ставить перед собой цель построения большой компании. Все зависит от ценностей: кто-то включается в бесконечную гонку за прибылью, а для некоторых деньги являются не целью, а средством реализации возможностей.
– Как оцениваете MBA в Беларуси?
– Я учился в Москве, так что мое мнение не будет компетентным в этом вопросе. MBA существует при БГУ, бизнес-школе ИПМ, также есть программа Business MaximuM в формате Mini-MBA от компании «Здесь и Сейчас».
В целом, в Беларуси практически весь крупный бизнес сосредоточен в руках государства. Поэтому практически нет того, кто готов поделиться бизнес-опытом.
По этой причине лучше заканчивать MBA за рубежом. Плюс можно будет завести полезные связи, совершенствовать английский и минимизировать отвлекающие факторы.
– Для начинающих бизнесменов есть альтернатива – проекты «БАВИНа», где вы выступаете в качестве бизнес-ангела. Кроме финансирования, проект предполагает проведение мастер-классов, бизнес-консультирование. В 2012 году вы были номинированы на премию «Ментор года». В 2013 получили данный титул. Можете ли назвать себя коучем и планируете ли вы заниматься бизнес-обучением в качестве тренера?
– Я довольно равнодушно отношусь к этим званиям. Чувствую себя тем самым раком, который на безрыбье считается рыбой. У нас вообще мало бизнес-ангелов и слабо развито движение инвестиций в стартапы. Чтобы полноправно называть себя коучем, нужно развиваться в этом направлении. Не думаю, что буду этим заниматься в ближайшие годы.
Скорее, я вижу исполнение социальной миссии в виде поддержки проектов, которые мне интересны.
– В чем вы видите свои задачи как бизнес-ангела?
– Моя задача состоит не только в финансовой поддержке, но и прогнозировании развития ситуации с учетом своего опыта, просчете возможных вариантов развития событий при принятии того или иного решения.
Начинающий бизнесмен видит картинку фрагментарно. Моя цель – расширить рамки и предотвратить большинство ошибок на начальном этапе.
– Если человек не совершает ошибок, то он не учится? Вы не согласны?
– Дело в том, что я хочу, чтобы они уже на начальном этапе совершали ошибки более высокого порядка. Форсированно проходили этап взросления в бизнесе. Становились более самостоятельными и не боялись рисковать.
– Что мотивирует молодых людей открывать бизнес?
– Амбиции, стремление что-то кому-то доказать, нарциссизм, жадность. Все это отнюдь не лестные характеристики обычно.
Предприниматели вообще странные люди, потому что для психически здорового человека желание рискнуть собственными деньгами является ненормальным.
Но на выходе мы получаем общественную полезность в виде продукта/услуги, новых рабочих мест.
– Вы упоминали, что люди в нашей стране финансово неграмотны? Что можете сказать о начинающих предпринимателях?
– В рамках конкурса Бавина «START2GO» я провел мастер-класс по финансам. В его рамках я постарался объяснить простые вещи: что такое баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств. Могу сказать, что базовые знания у большинства присутствуют.
Для того чтобы в полной мере разобраться в финансовых вопросах, обычно нужно года 2-3 работы.
– Какие образовательные мероприятия вы посещаете?
– Традиционно хожу на ежегодную Международную бизнес-конференцию «Топ-менеджмент», которая проходит в ноябре. В целом, меня больше интересуют однодневные мастер-классы, где можно познакомиться с интересным докладчиком, его взглядами и опытом. Например, недавно был на семинаре Игоря Манна «Точки контакта».
Я как владелец бизнеса считаю важным совершенствование в бизнес-образовании именно ТОП-менеджмента. Если они проявляют такую инициативу, я им не отказываю. Также менеджеры ездят на международные выставки, чтобы быть в курсе трендов развития конкретной отрасли.
– Каково ваше мнение относительно рынка бизнес-образования в Беларуси?
– Рынок существует уже лет 20. На нем уже сформировались устойчивые лидеры, которые работают в сфере много лет. Мне на ум сразу приходят компании ИПМ, «Здесь и Сейчас», «Ключевые решения». Появляются маленькие компании, которые в принципе малоизвестны. Рынок особо не растет, так как экономика в целом стагнирует.
Совсем другая ситуация наблюдается в области онлайн-образования. Потенциал этого сегмента очень высок. И его в скором времени ожидает бурный рост.
Причина сложившейся ситуации в малой доле частного бизнеса. Большую долю формируют государственные предприятия, а у них очень своеобразные запросы на обучение. Они в больше степени обязательные, чем полезные. Поэтому когда у нас случится массовая приватизация, резко увеличится интерес и к бизнес-образованию.
Беседовала Анна Демиденко
Агентство GUSAROV предлагает впечатляюще выгодные условия на пополнение контекстной рекламы всем Клиентам, которые покупают услугу внедрения amoCRM. Так компания мотивирует своих Клиентов использовать CRM для …
Формат: семинар Дата проведения: 26 апреля Время: 14:00 — 20:00 Место: отель Виктория, по адресу:Минск, пр. Победителей, 59, конференц-зал на 2 этаже Стоимость участия: мероприятие бесплатное, но с …
Где? Гостиница «Виктория Олимп Отель», конференц-зал «Калгари» Когда? 29 ноября, 19.00-21.30 Стоимость: при покупке билета до 15 ноября включительно — 20 рублей, с 16 ноября — 30 рублей Для кого? …