Публикации

7 видов медиации: специфика применения

Медиаторы Ирина Красовская и Елена Крючок (ЧП «Медиалид») рассказали для Educational Business Portal о видах и техниках медиации.

Институт медиации в Беларуси только развивается. Мы учимся у европейских и американских коллег, которые имеют достаточно большой опыт в применении различных видов и техник медиации.

В литературе и общемировой практике существует  несколько видов медиации.

Медиация, ориентированная на решение проблем. Особенность такой медиации – сосредоточенность на интересах людей, а не на позициях. Медиатор вначале предлагает сторонам изложить свои позиции, а уже потом помогает им признать, что у сторон существуют общие интересы и потребности.

Трансформативная медиация. В центре внимания – общение участников конфликта. В процессе интенсивного общения, выплеска эмоций с минимальным участием медиатора участники конфликта переживают некую «трансформацию» и начинают больше понимать и признавать потребности друг друга.

Нарративная медиация. Нарративный подход основан на том, что медиатор не столько следует заранее выработанному плану, сколько работает с реакциями сторон.

Опираясь на доверие сторон, медиатор деконструирует конфликтную историю и конструирует альтернативную с учетом общих интересов сторон.

Семейно-ориентированная медиация. Разрешение семейных конфликтов, сохранение нормальных отношений с детьми, членами семьи – основная задача данного подхода.

Медиация, основанная на понимании. Особенностью этой медиации является более глубокое понимание сторонами ответственности за те решения, которые они принимают. Сами участники конфликта, а не медиатор, наиболее полно представляют себе суть спора, перспективы, приоритеты, интересы и имеют наилучшие возможности найти решение.

Восстановительная медиация. Это процесс, в котором медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем (при необходимости — о заглаживании причиненного вреда), возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций.

Здесь важно, чтобы стороны имели возможность освободиться от негативных эмоций и обрели силы и желание для выхода из ситуации.

Оценочная медиация. Единственный метод, при котором медиатор влияет на процесс, оценивая происходящее, предлагает различные варианты решений.

В чем специфика применения различных техник медиации?

Что касается техник, то в проведении самой процедуры медиаторы используют различные техники и методы, которые при умелом использовании являются эффективными инструментом медиатора в его работе со сторонами. Из личного опыта могу привести пример успешно проведенной медиации, благодаря методу «мозгового штурма».

Этот метод заключается в выработке максимального количества вариантов для решения проблемы за небольшой промежуток времени.

Мы с коллегой, Красовской Ириной проводили медиацию, где присутствовало 7 сторон. Процесс был достаточно тяжелым и по времени (мы заседали почти 6 часов), и по количеству сторон. У каждого из спорщиков своя позиция, свой интерес. Дело уже более года находилось в суде и никак не решалось. Это был земельный спор, раздел имущества между родственниками.

В этой медиации очень оказался полезен «мозговой штурм».  Мы предложили сторонами не сосредотачиваться на лучшем варианте (лучший для каждого был свой вариант), а выработать как можно больше вариантов и остановить свой выбор на интересных альтернативах. В процессе медиации стороны высказали свои позиции и, даже будучи очень эмоциональными, сумели выработать около 10 различных вариантов, среди которых как раз и нашелся тот единственный, который устроил всех. Медиацию считаю успешной еще и потому, что в результате проделанной работы стороны нашли в себе силы и желания поддерживать дальнейшие отношения и решать все вопросы мирным путем.

Авторы: Елена Крючок, Ирина Красовская

Похожие
29.02.2024

В 2024 году интернет-маркетинг становится все более сложным и многогранным, и встреча с человеком, который не только глубоко понимает эту сферу, но и умеет делиться …

27.07.2021

Скорость развития рекламных технологий в сотни раз выше, чем динамика изменения образовательных программ. И этот когнитивный разрыв приводит к печальному парадоксу: даже опытные руководители и …