Александр Сотников, директор ЗАО «Платежная система БЕЛКАРТ», а по совместительству еще и преподаватель в БГЭУ, в интервью Educational Business Portal рассказал о проблемах образования в сфере финансов и банковского дела в Беларуси, поделился мыслями о том, как улучшить его качество, а также дал рекомендации, как можно повысить свой профессиональный уровень в области.
– Как вы пришли работать в банковскую сферу?
– Я потомственный банковский работник. Мой дедушка был «главным банкиром» Киргизской ССР, мама 43 года отдала банковской системе. Я все детство провел в банке. На каникулах банк становился моим вторым домом. Поэтому что такое банк, я знал с детства.
В советские времена работать в банке было непрестижно. Уровень заработной платы был ниже среднего. Нагрузка была серьезная, так как автоматизация была в зачаточном состоянии.
Моя мама работала в центральной бухгалтерии, поэтому каждый Новый Год я волновался: придет мама его встречать или будет искать злополучную копейку в балансе. В общем, никакого желания заниматься банковской деятельностью у меня не было, тем более что меня прельщали естественные науки.
Поэтому я и закончил географический факультет БГУ о чем до сих пор не только не жалею, но и считаю свой выбор верным. Проработав два года в одном из НИИ Академии наук, я с прискорбием вынужден был признаться себе в том, что наукой, по крайней мере, молодому специалисту, себя прокормить сложно, не говоря уже о потенциальной семье.
На горящих глазах в светлое будущее ворваться мне не удалось.
Так я как блудный сын «вернулся» в банковскую сферу. Окончил Высшую школу управления и бизнеса БГЭУ и уже более 15 лет работаю с платежными карточками.
Я однажды собеседовал одну девушку, выпускницу ВУЗа, на предмет приема ее на работу. И на вопрос «Почему вы выбрали банковскую стезю, что вам импонирует в данной профессии?» я получил ответ «Работать в банке – это очень эстетично!».
В общем, банк не был моей «голубой» мечтой. Но я привык делать свою работу добросовестно, поэтому и в банковской сфере старался работать с максимальным упорством и нацеленностью на результат.
– Как вы оцениваете подготовку выпускников ВУЗов в области финансов и банковского дела в Беларуси? Какие есть проблемы в этой сфере?
– Этим вопросом вы наступили на мою любимую мозоль. Дело в том, что я уже около 7 лет являюсь руководителем дипломных и магистерских работ в БГЭУ. Кроме того, иногда читаю лекции там же. Поэтому я могу рассматривать поставленную проблему с двух сторон – со стороны системы образования и со стороны потребителя образовательного продукта.
Подавляющее большинство дипломников, с которыми мне приходилось работать, а это в основном заочники, имеют крайне низкий уровень даже теоретической подготовки по общеэкономическим дисциплинам, не говоря уже о знаниях рынка платежных технологий и практических навыков.
Основной из причин, почему дипломники берутся за темы, связанные с платежными инструментами и технологиями, является, как бы это не звучало странно, простота темы. Они уверены, что эта тема простая, уверены в том, что комиссия ничего в этом не понимает и поставит хорошую оценку, уверены, что можно защитить диплом даже с плохим отзывом и с абсолютным непониманием сути проблемы, просто «навешав лапшу» приемной комиссии. И самое печальное в том, что это действительно так.
Я с 15-летним стажем работы с карточными технологиями далек от уверенности в том, что я все знаю в этом бизнесе, а студенты-заочники уверены.
Они защищают купленные дипломы и получают документы об образовании, не имеющие к самому образованию какого-либо отношения. Я не говорю о том, что все такие, но выпускников-заочников большинство.
Проведя несколько занятий среди студентов, могу поделиться следующими мыслями по поводу высшего образования экономического профиля:
– Как происходит отбор персонала у вас в компании?
– Наша компания небольшая, поэтому у нас, отсутствует должность HR-менеджера. В остальном все традиционно: собеседование первоначально производят руководители подразделений. Затем с теми кандидатами, которые подошли руководителям подразделений, провожу собеседование я лично. Ввиду масштабов компании мы можем себе это позволить.
Основным требованием при приеме на работу являются адекватность и горящие глаза.
Если человек чего-то хочет достичь в жизни, если он дышит тем же воздухом, что и мы, если он стремиться к развитию и совершенству, если он работает в темпе, если он готов наступать на горло собственной песне во благо компании – это наш человек. Человек должен быть честен, ответственен, опыт работы в карточном бизнесе очень сильно приветствуется.
В процессе строительства своей профессиональной карьеры я обратил внимание на некоторые особенности кандидатов, сформировал мнение о некоторых банковских учреждениях, в которых уровень подготовки работников более высокий, чем в среднем по рынку.
Еще с уверенностью могу сказать, что при прочих равных условиях внутренняя мотивация минчан, как правило, ниже, чем у ребят из провинции.
– Дополнительное образование в виде лекций, семинаров, тренингов сегодня желательно или обязательно? Или реальная практика и вытекающий опыт – лучшее образование?
– Дополнительное образование и самообразование в настоящее время является обязательной составляющей развития любого работника, который хочет построить карьеру.
При этом я считаю, что самообразование является базисом развития личности. Более того, под самообразованием я понимаю как чтение специализированной профессиональной литературы, литературы по менеджменту, так и художественной и научно-популярной литературы.
К сожалению, люди в последнее время стали более примитивны, что ли, редко встретишь человека, с которым можно было бы адекватно обсудить какие-то мировоззренческие проблемы, прочитанную книгу, люди плохо знают историю и географию своей страны, они стали более ограничены и замкнуты в своих узкопрофессиональных областях. Поэтому у людей большие проблемы с изложением собственных мыслей, как на бумаге, так и устно. Должен с огромным сожалением сказать, что найти человека, который мог бы написать простую докладную записку, корректно и лаконично изложив в ней суть вопроса, становится все сложнее и сложнее.
Однако чтение профессиональной литературы может дать положительный тренд развитию личности в целом только в случае, если по прочтении книги человек осмыслив ее, попробовал использовать полученные знания в жизни, иначе это самообразование ради процесса, а не ради результата.
С другой стороны если самообразование – это базис, то лекции, семинары, конференции – это надстройка.
Именно возможность послушать и, самое главное, обсудить иные точки зрения, проработать альтернативные методики, переложить кейсы из других рынков, из других профессиональных сфер на собственные задачи и позволяет развиваться специалисту, позволяет не замыкаться на одной, пусть и продуктивной на определенном этапе, идеи или технике.
В общем, человек должен стремиться стать целостной, многогранно развитой личностью. Поэтому на собеседования я всегда интересуюсь хобби кандидата. Хобби помогает посмотреть на человека с другого ракурса. Увидеть его за пределами профессии и сориентироваться в перспективах его работы в коллективе.
– Есть ли в Беларуси полезные образовательные продукты и мероприятия в области банковского дела?
– В Беларуси есть Интернет, а это значит, что для формирования базиса у человека есть все необходимое: специализированные форумы, сообщества, группы в социальных сетях, книжные интернет-магазины.
Но человек – существо социальное.
Банковский бизнес, как и большинство других – бизнес человеческих отношений, устанавливать которые виртуально можно, но качество таких контактов и отношений проигрывает отношениям «в реале».
Более того, вербальное общение позволяет зачастую получить больший объем качественной, иногда инсайдерской, информации. И тут без встреч на конференциях, тренингах, форумах, семинарах не обойтись.
Белорусские профессионалы карточного бизнеса зачастую шутят, что полноценно пообщаться и обсудить насущные проблемы рынка платежных технологий удается только на семинарах, которые организуют платежные системы и иные участники рынка.
Ключевым событием для профессионалов банковской розницы является ежегодная конференция, организуемая Белагропромбанком. Эта конференция собирает всех ключевых игроков национального банковского ритейла, регулярно приглашаются зарубежные спикеры.
На регулярной основе проводятся обучающие курсы под эгидой Ассоциации белорусских банков. Второй года портал Infobank.by проводит конференцию, посвященную банковским инновациям. Национальный банк под своей эгидой проводит семинары, посвященные различным аспектам банковского бизнеса.
Но основными каналами обучения банковских работников являются учебные центры самих банков.
В целом можно сказать, что банковское обучение на белорусском рынке присутствует, но, по моему мнению, ему не хватает системности. К сожалению, в Беларусь не приглашают знаковых зарубежных банковских специалистов уровня Тинькова или Бретта Кинга.
– Как часто вы сами посещаете образовательные мероприятия в области банковского дела?
– Я стараюсь посещать как белорусские семинары, конференции, так и российские, и украинские. Большинство – в качестве слушателя, некоторые – в качестве спикера.
Беседовала Анна Демиденко
Скорость развития рекламных технологий в сотни раз выше, чем динамика изменения образовательных программ. И этот когнитивный разрыв приводит к печальному парадоксу: даже опытные руководители и …
20 сентября маркетинговое агентство GUSAROV совместно с благотворительным фондом laska.by проводит благотворительный шахматный турнир, цель которого — привлечь внимание к важным социальным вопросам и оказать …
В 2024 году интернет-маркетинг становится все более сложным и многогранным, и встреча с человеком, который не только глубоко понимает эту сферу, но и умеет делиться …