Публикации

Финансовый директор – вызовы 2015

Максим Додолев, финансовый директор компании «Unica Group», специально для Educational Business Portal подготовил материал, в котором описал сложности, с которыми столкнутся финансовые директора в нынешнем году, а также рассказал об изменении роли финансового директора и его функциях.

Вызовы

  1. Ограниченное финансирование бизнеса

Малый и средний бизнес столкнется со сложностями в банковском кредитовании: высокие ставки в белорусских рублях и иностранной валюте, сжатие сроков кредитования до 1-2 лет. Основные причины: сжатие белорусской денежной массы регулятором, неопределенности с валютным курсом и порядком его определения, санкции по отношению к России.

Выпуски корпоративных облигаций в 2015 году станут менее привлекательными ввиду снятия льгот по налогообложению доходов по облигациям.

Возможные источники финансирования:

  • льготное финансирование Банком Развития и аккредитованными банками в белорусских рублях;
  • лизинг от промышленных групп (Амкодор Финанс, Вольво Финанс и прочие);
  • прибалтийские банки и финансовые институты ЕБРР, ЕАБР и прочие;
  • финансирование через продажу доли в компании.
  1. Рост просроченной дебиторской задолженности

В 2015 году будет наблюдаться рост неплатежей на фоне снижения остатков денежных средств компаний  и специального невозврата внешней дебиторской задолженности в иностранной валюте.

  1. Налогообложение

Повышение внимания налоговых органов к трансфертному ценообразованию, регулированию ценообразования по сделкам с активами, групповым и холдинговым операциям, ранее используемым дивидендным выплатам через связанные компании и управляющих ИП находящихся на УСН.

  1. Снижение доходов и риски концентрации на контрагентов

Перед генеральными и финансовыми директорами будет стоять главный вопрос: «Как сохранить прежний уровень объема продаж?»

Падение курса российского рубля стало для многих белорусских компаний, ориентированных на экспорт в РФ, критичным. Сокращение потребительской способности населения и деловой активности бизнеса в Беларуси приводит к падению продаж на внутреннем рынке. На этом фоне топ-менеджменту необходимо пересмотреть и принять возможные стратегии развития:

  1. продажа действующим клиентам;
  2. поиск новых клиентов и рынков;
  3. разработка новых продуктов и сервисов, переориентация;
  4. поглощение конкурентов.

Чем будут заниматься финансовые директора в 2015 году:

  1. Ценообразование

Изменения происходят настолько быстро, что многим компаниям необходимо будет создать комитеты или рабочие группы по установлению цен на товары, работы или услуги с постоянным их пересмотром.

  1. Планирование

Нет смысла создавать жесткие бюджеты. Эффективнее использовать гибкие финансовые модели и на их основе осуществлять тщательное планирование в пределах квартала с пересмотром плана на 12 месяцев вперед.

  1. Сокращение издержек

Передача на аутсорсинг неключевых функций в большем объеме. Компании должны присмотреться к трудоемким процессам, найти поставщиков таких услуг и передать их на аутсорс. Примерами таких услуг может быть кадровый учет и расчет заработной платы.

  1. Снижение капитальных затрат

Правильным трендом будем отказ от капитальных вложений в пользу аренды, лизинга.

Аренда облачных систем учета и хранения данных для малого и среднего бизнеса более привлекательна, нежели создание собственного сервера и покупка лицензионной 1С, CRM.

  1. МСФО и управленческий учет

С 2016 года общественно значимые компании обязаны предоставлять отчетность в соответствии с МСФО. Внимание финансовых директоров на построение системы учета и отчетности усилится. Правильный путь – это построение и автоматизация системы управленческого учета с возможностью формирования отчетности по МСФО.

  1. CFO как интегратор бизнеса

В белорусском бизнесе ещё не сформировался класс директоров по IT, поэтому именно финансовый директор будет являться движущей силой интеграции IT. Повышается необходимость в бизнес-аналитике по привлечению и обслуживанию клиентов.

Похожие
29.02.2024

В 2024 году интернет-маркетинг становится все более сложным и многогранным, и встреча с человеком, который не только глубоко понимает эту сферу, но и умеет делиться …

27.07.2021

Скорость развития рекламных технологий в сотни раз выше, чем динамика изменения образовательных программ. И этот когнитивный разрыв приводит к печальному парадоксу: даже опытные руководители и …