Финансовый директор компании «Unica Group» Максим Додолев эксклюзивно для Educational Business Portal подготовил материал об аутсорсинге как антикризисном инструменте развития компании. Максим имеет более 7 лет практического опыта привлечения финансирования. Специалист в управлении корпоративными финансами, инвестиционном и финансовом консалтинге.
К нам вновь пришел кризис, а значит, компании поневоле вспомнили про оптимизацию расходов. Как ни странно, в этом есть не только грустная составляющая, но и шанс очиститься от привычных, но ненужных расходов, сосредоточиться на самом важном.
В мировой практике, особенно в среде малого и среднего бизнеса давно принято отдавать непрофильную часть операций на аутсорсинг, особенно учетную функцию и IT. Пусть небыстро, но эта тенденция приходит и в Беларусь. Исследований и рейтингов по рынку аутсорсинга учетных функций Беларуси не составляются. Поэтому рассмотрим опыт наших соседей: Украины и России. Интересно, что же происходило в кризисные годы с аутсорсингом у них?
По данным агентства «Эксперт РА» (РФ), в 2009 и в 2010 годах суммарный объем выручки аутсорсинг-провайдеров в сегменте бухучета продолжал расти (соответственно 17% и 13% в год), несмотря на общее снижение выручки всех компаний на кризисном рынке.
Ощутив преимущества и удобства аутсорсинга, уже существующие клиенты не были готовы от него отказаться: если стоимость не являлась причиной перехода на аутсорсинг, то в кризис ее снижение оказалось более важно для повышения эффективности бизнеса.
По информации исследователей украинского рынка, рост аутсорсинга в кризис продолжался, хоть и замедленными на 1% темпами. КА Анкор сообщает также о степени удовлетворенности услугами аутсорсеров: первое место в рейтинге опрошенные компании отдали аутсорсингу функций обработки и систематизации информации, получившему 5 баллов из 5 возможных. Далее следует аутсорсинг услуг по расчету зарплат и ведения бухучета, получившие по 4,8 балла каждый.
Таким образом, можно отметить общую для соседей тенденцию: отдавшие часть процессов на аутсорсинг бизнесы больше не хотят от него отказываться.
Хотя в местных условиях аутсорсинг подходит далеко не всем, собственнику и руководителю задуматься стоит в следующих случаях:
Переход на аутсорсинг бухгалтерских функций для малого бизнеса позволяет сократить издержки на 15%. За счет специализации и экономии на масштабах цена аутсорсинга оказывается ниже содержания бухгалтера в штате и даже привлеченного ИП.
И все же стратегическим приобретением при переходе на аутсорсинг бухгалтерских процессов является не столько ежемесячная экономия, сколько ликвидация косвенных и потенциальных расходов:
Внедрение новых бизнес-процессов часто бывает сопряжено с техническими сложностями и сопротивлением персонала. В такой ситуации провайдер услуг может выступить организатором правильного документооборота и дисциплинирует внутренние службы бизнеса.
Это, в свою очередь, всегда смягчит проблему роста компании: упорядочить стихийный поток документов гораздо проще заранее, не дожидаясь, пока он превратится в лавину.
Вариантом аутсорсинга для многих компаний является передача провайдеру расчета заработной платы даже в том случае, когда остальной бухучет идеально налажен внутри организации.
Причины такого решения могут быть следующие:
Отметим также несколько специфических и отраслевых вариантов аутсорсинга в области финансов и учета в Беларуси:
В соответствии с рекомендациями Министерства торговли и Министерства экономики предложены механизмы формирования цен, которые требуют существенного вовлечения учетного персонала. Провайдер может предложить удобный механизм проведения расчетов для клиента.
Не позднее 20 апреля 2015 лизинговые компании обязаны предоставить отчетность по определенной форме в Национальный Банк Республики Беларусь. Данная норма вступила в силу с августа 2014 года и будет носить регулярный характер. Стоит ли догружать бухгалтерию дополнительной специализированной отчетностью, подготовку которой в банках производят отдельные департаменты или отдать в “хорошие руки” – решение за менеджментом лизинговых структур.
Средние компании могут передать на аутсорсинг как полный цикл подготовки отчетности по МСФО через модель трансформации отчетности, так и отдельные участки (оценка активов и обязательств, корректировки процентных доходов и расходов, начисления амортизации, пересчет в валюту представления и прочее).
Такой вариант сотрудничества предполагает исполнение провайдером функций финансового директора на временной основе или под конкретные задачи (анализ отчетности, поиск финансирования, выстраивание процесса планирования и бюджетирования, валютное законодательство).
Автор: Маским Додолев, директор компании Unica Finance, финансовый директор Unica Group.
20 сентября маркетинговое агентство GUSAROV совместно с благотворительным фондом laska.by проводит благотворительный шахматный турнир, цель которого — привлечь внимание к важным социальным вопросам и оказать …
В 2024 году интернет-маркетинг становится все более сложным и многогранным, и встреча с человеком, который не только глубоко понимает эту сферу, но и умеет делиться …
Скорость развития рекламных технологий в сотни раз выше, чем динамика изменения образовательных программ. И этот когнитивный разрыв приводит к печальному парадоксу: даже опытные руководители и …